суббота, 20 февраля 2016 г.

MURANOм ПО БАЛКАНАМ : МОЛДОВА - РУМЫНИЯ - БОЛГАРИЯ - ГРЕЦИЯ - МАКЕДОНИЯ - АЛБАНИЯ - ЧЕРНОГОРИЯ - ХОРВАТИЯ - БОСНИЯ_ГЕРЦЕГОВИНА - СЕРБИЯ


              
        Доброго всем времени суток! Путешествие в Португалию - Испанию, планируемое, оплаченное и сверстанное на март 2014 года с треском провалилось по геополитическим причинам, надеюсь всем понятным L.
   Шенгенские мультики подходили к концу и тут как раз Арина со своим танцевальным коллективом собралась на фестиваль в Болгарию. Вот он, повод, красиво закрыть свои визы и посетить южную Европу в виде Балкан и дочь на фестивале в одном флаконе. Да и времени как раз – целых 14 дней. Тем более Светлёна мне уже давно намекала - хочу ,мол, в загадочную страну  Албанию ( мечта детства, как-никак!)…Как ни уважить любимую.
     Имея на руках открытый шенген , маршрут планировать легко J . Юридически шенгенвиза нужна только для Хорватии и Греции, но, фактически, все вышеперечисленные страны спокойно посещаются только с ней, без открытия национальных , что имеет несомненное удобство для автопутешественников, за исключением 18 штампов в паспорте о пересечениях.

         Совместивши нашу жажду приключений и призвав список достопримечательностей Юнеско в помощь, вышел следующий трип: Пуркари (Молдова) - винные подвалы с 1827 года и встреча с друзьями, Констанца (Румыния) – крупнейший порт на Черном море, Варна (Болгария) - 2 дня на фестивале « Славянский венец» с Ариной, Салоники ( Греция) - исторический центр города= Юнеско, Охрид ( Македония) – озеро и город = Юнеско, Берат-Гирокастра ( Албания) – исторические города = Юнеско, Тирана -Шкодер ( Албания)- столица загадочного государстваJ и крепость Розафа, Будва (Черногория) , Бока-Которская бухта, Дубровник( Хорватия) -исторический центр города = Юнеско, Сплит( Хорватия)-исторический центр города = Юнеско, Белград ( Сербия), Бухарест ( Румыния).
     Кроме того интересовало черноморское побережье  Румынии и Болгарии, как соседей-конкурентов  по отдыху на Черном море и адриатическое побережье Черногории и Хорватии, в качестве схожести-расхожести пейзажей и сервиса с Крымом. Также изначально планировалось пересечь Боснию-Герцеговину по пути из Сплита в Белград с заездом в Мостар и Сараево. Как программа максимум, посетить Косово. К сожалению, ввиду отсутствия резиновости времени и недетского утомления при пересечении вышесказанных 18 границ за 14 дней пути, не все задуманное свершается L
    Возникли проблемы с зеленой картой и кредитками. В Крыму грин уже не оформляют, пришлось сделать это в Николаеве. Карточки тоже все накрылись L, заказал через инет, тоже в Николаеве по пути забрали и денег сразу кинули.
  Связь традиционно обеспечивала Балтия: карточку Глобал-сим купили и Арине, сами пользовались Тревел-сим. Недорогая  call-back связь по 0,25 евро /минута.
          Как всегда, в каждой стране было найдено и забронировано заранее  по Booking жилище для себя с обязательным паркингом для машинки в пешей доступности от основных туристических сайтов. Исходя из несостоявшейся мартовской поездки отели букились только с оплатой по приезду и без штрафных санкций за отмену бронирования.
    Все отели и дневные маршруты внесены в навигатор. На этот раз я изменил верному IGO в пользу малоизученного, но очень мне приглянувшегося OsmAnd на андроиде в двух смартфонах. По итогам , это было правильно, верный навигатор Element T9b нереально тормозил, да и карты с POI и прочими ништяками в OsmAnd прописаны куда лучше. Только вот вещающий женский голосок чёй-то не айс , за это она и получила своё прозвище «баба».

                                     День 1.  4 июня 2014  Севастополь - Пуркари

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
627,4
72
8:42
      
Сдав Арину к детям на автобус в Болгарию, уже не заезжая домой, в 6:30 выезжаем в сторону Одессы по привычной дороге, кроме непривычной границы в Армянске. В сторону Украины вьезжаем быстро ,все вежливо и корректно, уложились в минут 40. Далее пробегают Николаев и Одесса, вот уже и молдавская граница.
     К сведению, на погранпереходе Маяки есть особенность в том,  что уже покинув территорию Украины, ты еще километра два едешь по буферной зоне и важно не прозевать поворот в Молдову –он ничем не обозначен.
    В 16:30 мы на молдавском КПП и единственные, это радует .Молдаване очень вежливы, на границе работает много женщин- путь к ЕС явно на пользу. Оплачиваю экологию ( 25 молд. лей= 1,35 евро) и виньету на неделю( 75,65 молд. лей= 4 евро), оплата наличными, обмен тут же.
  Кстати, очень удобный сайт со свежей  инфой  про виньеты, цены на бензин в странах Европы: http://autotraveler.ru/
    30 минут и мы в Республике Молдова. Едем по IGO, на  OsmAnd карту Молдовы я не ставил. Дорога, как любят навигаторы, пошла по деревням. Смотрю автобан все грунтовее, деревни глуше, люди оборачиваются – верный признак кратчайшего маршрута в навигаторском пониманииJ Кое-как по буеракам выхожу на трассу R30 нормального качества, немного километров ,поворот направо  , неизвестный для навигатора, и вскоре мы в Пуркари.
    Отель VinariaPurcari 4* находится прямо на территории винзавода (http://www.purcari.md/) и похож на небольшой французский шато. Огромный номер на мансардном этаже обходиться в 1110 молд лей = 60 евро. 


Планировалось посетить подвалы и производство, но, оказывается ,мы припоздали и пуркарцы-виноделы разошлись по домамL ,но вино осталосьJ


Через час подьезжают друзья. Вкусный молдавский ужин с хорошим  европейским обслуживанием под аккомпанимент Negru de Purcari, да еще под одну …Отличное у них вино… и спать…День 2.  5 июня 2014  Пуркари - Констанца

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
482,8
60
8:04
     

В этот раз решили ехать через Молдову, прочитав, что дороги к румынской границе там лучше ( не верьте на словоL) и решив сэкономить время на погранпереходе вместо Джурджулешт выбрав Кагул. ЗаезжаяJ вперед замечу, что время особо не сэкономили и дороги в Молдове не лучше Украины.
        Выехав в 7:00 из Пуркари держим путь на Каушаны. Дорога отличная, идут постоянные работы, но движению это не мешает. Радость была недолгой - участок до Чимишлии, словно  кроты порылись, крупногабаритные видно такиеL Дорога R26 идет  вверх-вниз, утомительно… Далее М3 до Комрата уже полностью отремонтирована на евроденьги. В столице гордой Гагаузии решаем перекусить.  Где-то  в районе центра
 нашли кафе – дорого и невкусно. Вспомнился обед в Бельцах в далеком 2002:
«-Что у Вас есть из местной молдавской кухни?
- Ну-уу отбивная по-французски…»
До поворота на Кагул трасса в состоянии евроремонта,
где-то деньги уже освоены и закопаны , а где-то дороги не было и нет.
     За Кагулом заправляюсь на остатки молдавских лей бензином, 5 км и КПП Кагул-Оанча. Впереди машин десять. Пограничница пускает нас почему-то первыми (увидев украинские номера?). Еще 10 минут Молдовы  и час перед евроРумынией ( в 2009 в Джурджулешты-Галац было быстрее). Пока стояли, купил виньету, неделя = 3 евро, электронная.
     Пропетляв по местным дорогам с селами на скорости 40-60 км/ч , останавливаюсь в  Галаце поменять деньги( ну нравятся мне румынские пластиковые шуршашкиJ) в банке. Обмен по паспорту, попросил без очереди и на Браилу. Через паром ехать не рискнул, когда планировал, решил - мост надежнее.
    На окраине останавливаемся пообедать у придорожного мотеля. Кухня румынская, знаем по прошлой поездке, сытная, вкусная ,порции огромные, ну только цены подросли…не только у нас инфляция. А дождь от самой Гагаузии все идет…
    В Берегануле сворачиваю на 21А , что скоротом ведет на  2А и к мосту через Дунай. Знаков обьезда и стопов  нет , а там ремонтище, все в жирном румынском черноземе, но все упорно едут сквозь канавы, экскаваторы и бульдозеры

Славно извозюкавшись , добираемся до моста. Мост платный, оплата наличкой 11 RON=2.5 евро при сьезде. Ближе к морю дождь, наконец, прекращается, но будет преследовать нас всю дорогу.
    В Констанцу вьезжаем около 18:00. Отель Palace RRT 3* стоимостью в 212,59 RON= 49 евро, находится в самом центре. Постояльцев много, отель явно популярен + еще детские баскетбольные команды с шумом –гамом бегают по коридорам… Номер бронировал с боковым видом на море.
    Само здание отеля родом из золотого века, вот только позолота чуть обветшала. Как выяснится позже- это свойственно всему центру Констанцы. Ну, а пока, дежурные сумки с собой, машинку на стоянку у отеля, а сами  в город.


Центр Констанцы активно реконструируется, настолько активно, что тротуаров и проезжей части на некоторый улицах нет вовсе

 Многое уже отреставрировано ,


или ожидает своего часа…


 Ну вот  до Казино очередь видно еще не дошла
Похоже, местные власти хотят из запущенного и непопулярного в советское время  центра  сделать хороший туристический аттракцион с сувенирками, этническими кафешками и прочими привлекашками , город-то портовый Ну а нам «повезло» увидеть это на начальном этапе. Посидев в колоритной национальной харчевне, расслабившись прекрасным румынским пивом бредем по тихим улочкам
 к отелю спать.


День 3.  6 июня 2014   Констанца - Варна

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
169
53
3:11
 

 После добротного шведского завтрака в ресторане отеля с видом на нашерумынское Черное море по плану шопинг в City Park Mall на Bulevardul Alexandru Lăpușneanu 116C. Пока брендовые магазины закрыты, посещаем супер Cora на предмет так понравившегося мне в прошлую поездку румынского пива для коллекции и вкусняшек для Арины и её танцевальной компании. Пара часов шопинга и в путь. Дорогу я нарочно выбрал вдоль берега, чтобы посмотреть как обустроено курортное побережье Румынии с красочными названиями курортов: Мангалия, Олимп, Венера, Юпитер, Нептун  и Эйфория ,ну и Болгарии с Балчик , Албеной и Золотыми песками. Ну небезинтересно нам , крымчанам –кто отбирает у нас потенциальных туристов с их золотымиJ Румынское побережье оказалось более похоже на равнинное западно-крымское у Евпатории, а болгарское  погористее , как восточно-крымское около Феодосии-Судака . В целом по природе  для нас крымчан разницы нет. Такие же похожие на ниши миниотельки тянутся вдоль дороги .В Мангалии остановились в ресторанчике при миниотеле пообедать.


Чувствуешь как у себя на Родине, только сервиса побольше, да и отдыхающих тоже…Румынская чорба вкусна, как обычно.


За обед 50 RON=11,3 евро.
   Граница прозрачна, совместный пост  находиться на румынской стороне. Мультишенген делает свое дело-добро пожаловать в Болгарию, мечту советского туриста!



Виньетки продают в будках за бывшей границей, клеятся на стекло, 1 неделя = 5 евро.
     Первый раз после Украины заправляюсь болгарским бензином ( в Румынии он дороже 1л 95-го =6,20 румын.лей= 1,39 евро, несмотря на добычу и собственную нефтепереработку) в селе с чудным уху названием Дуранкулак. Литр 95-го 2,52 лева = 1,29 евро, оплата карточкой.
    После мультивалютной поездки в Финляндию  и кучей литов, латов, крон, зайчиков  в кошельке- всем настоятельно советую брать с собой несколько  карточек разных систем .Это вам не Крым- рассчитаться можно практически вездеJ
   Дорога до Балчика я бы сказал неухоженная, даже в нашем славянском понимании: трава в рост на обочинах, змеи дорогу переползают, но покрытие норм. Солнце светит вовсю и мы понимаем, что машина чертовски грязна после румынских -то глиноземов с дождями .Время позволяет, а тут и мойка находиться, не доезжая Албены. В четвертом часу заруливаем к Арише на  Золотые пески. Все пансионатные отели находятся на огороженной территории заповедника Золотые пески - но пропускают всех. Дорожки узкие, движение одностороннее , петляем мимо отелей по виду 80-х годов, новых мало.
    Парканулись возле арининого Царевца, обьяснили дочкой - без проблем. Нашли своё впервыйразсамостоятельное чадо

 а вскоре почувствовали себя многодетными родителями - все дети гурьбой к нам , дома всего 3 дня не были , а видно как соскучились хоть по кому-то с Родины. Но детская печаль быстротечна…игры продолжились.
Пробыли с дочей до вечера и часам к 19:00 поехали в Варну поселяться в Boutique Splendid Hotel4*. Отель очень хорош, находится в отреставрированном старинном здании, стоянка бесплатна под отелем . Две ночи = 92 евро с завтраком. Вид из номера

К слову нашли в номере интересный агрегат, никто из персонала не знал, что  это?..На следующий день выяснили- стрелки на брюках делать J
   Последовавшая затем прогулка по Варне

не оставила даже следа в фотоаппаратахL Вроде и пешеходная улочка к центральному бульвару Сливница в новой плитке и с фонариками, и народ тусуется, а глазу зацепиться не за что... Все такое знакомое, такое совковое... Валюту менять не стал - курс в обменниках разводиловский. Сели поужинать в "Бистро Европа" : пицца и белое столовое, карточки не берут, хорошо, договорился с официантом –он взял с нас еврами. Обратно мимо сквера Севастополь ! и исторического музея бредем к отелю.
   Не понравилась нам Варна - не судите строго, есть с чем сравнивать. С точки зрения туриста-купальщика в море, да, а вот с точки зрения сайтов и атмосферы- своего на Родине хватает . Ощущения  как будто где-то это уже все было… Ах да, про Крым то я и забыл! Дух совка - вот что плавает над городом, вот наверно почему сюда едет руссотурист, за недополученной в СССР Болгарией, как заграницей. Но это- не наше…


День 4.  7 июня 2014   Варна – Золотые Пески - Варна

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
44,9
32
1:32
          
  Сегодня до обеда шопинг в местном Гранд Молл (улица Академик Андрей Сахаров 2 ‎) ,а после обеда выступление нашей несравненной дочери в первый раз на конкурсе « Славянский венец »еще и солисткой. Ну шопинг , как шопинг – его много не бываетJ : Зары, Берушки, из местного- болгарская косметика на основе розы, коньяки, пардон, брэнди Pliska 7-летняя и Karnobat,ну  и болгарское пиво для меня в коллекцию.
    Что интересно, популярных  в СССР  и встречающихся до сих пор болгарских сигарет ( Родопи, Опал и тд) и вин ( Тамянка , Кадарка и тп) нигде не видел, спрашивал – никто и не помнит и не знает. Впрочем, по ассортименту видно - виноделие Болгарии,  следуя общемировым тенденциям, перешло на производство сортовых  сухих вин.
    После обеда мы ,как правильные родичи, у отеля поддержать детскую команду- не тут то было, конкурс перенесли на другой день L Ну , посмотрели репетицию- красиво, не зря первое место который год занимают.

 
Арина довольна как слоненок! Потом прогулялись по Золотым пескам, спустились к берегу,

отведали наконец национальной кухни в кафе, коснулись моря Черного с другой от нас стороныJ
   Много русскоязычных, очень много, а местные говорят не сезон. Сколько ж их в сезон?, нам бы в Крыму и этого бы…Цены на отели,  экскурсии и еду нормальные, чартеры из России и Украины есть, потому очевидно и едут сюда массово соотечественники, этакий русский анклав, каким, собственно, становиться и вся Болгария.

   Распрощавшись с дочей, оставив её в нескучной компании детей в первый самостоятельный раз, возвращаемся вечером к отелю. Вино, сыр спать …завтра дальний перегон.

День 5.  8 июня 2014    Варна - Салоники

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
693,3
89
7:46
           
Добротно позавтракавши в отеле, около 8:30 выезжаем.  Дорога лежит мимо квартала  Варны Аспарухово, где буквально вскоре ,19 июня вследствие ливней сойдет оползень и погибнет 9 человек…L А пока просто идет маленький дождик.           
          Автомагистраль заканчивается быстро и горная дорога, похожая на Алушта-Судак ведет нас мимо Солнечного Берега (много новостроя, явно  заточенного для продажи руссотуристо) к Бургасу. Места степные, по мне так очень похоже на Крым и визуально, и инфраструктурно. Бургас цепляем по окраине и выходим на автобан А1 «Тракия», связывающий 4 –й по величине город-порт с Пловивом-Софией и являющийся по сути единственным в Болгарии ( А2 и А3 пока  не в счет..) по прошествии 40-летнего строительства…
         Автобан есть автобан и 162 км пролетают быстро. Перед поворотом на Хасково-Димитровград заезжаем на заправку болгарского Лукойла( его завод находиться в Бургасе): 95-й = 2,5 лева=1,28 евро . Дорога №5 в которую мы влились в районе Старой Загоры активно достраивается , а ее участок от Кырджали до греческой границы введен сравнительно недавно До этого путь в Грецию лежал или через Турцию, или через Софию-Благоевград , что вряд ли назовешь удобным и быстрым. На моей последней сборке IGO он еще даже не обозначен…
        За Хасково постепенно начинаются  места с компактным проживанием турок. Это видно невооруженным взглядом и по  быту, и по кухне. Мы как раз остановились перекусить где –то в предгорьях Восточных Родопи ( да-да, это не только сигаретыJ) 15 лев =7,68 евро за экологичную турецкую трапезу
в компании суровых болгарских турок.
    По красивой горной дороге взбираемся на перевал- именно там начинается Греция. На КПП Маказа
 
машин нет, но и совместный болгаро-греческий контроль никуда не спешит. 30 минут сиесты на горном воздухе и мы без досмотра и прочих таможенных формальностей, так любимых у славян, вьезжаем в страну, где по слухам есть все J
    17 км горного серпантина, который  с греческой стороны покруче. Наша баба (навигатор) перешла на греческий язык в названиях – это нечто ! :
   –«Вам надо свернуть на лямбда-ипсилон-кси-дельта-альфа- микрон, etc…»
   Пока вещает, уже проедешь и лямбду, и дельту и упрешься в микронJ.Уп-сс ... дорога недостроена и немного поблуждав по обьездам проселочными дорогами вьезжаем на платный автобан №2.
    До Кавалы местность пустынна , жизнь теплится в селениях у предгорий по бесплатной дороге. Автобан маломашинен , может греки экономят? За Кавалой начинается жизнь, появляются и машины, и красивые горно-морские пейзажи. Наши любимые олеандры нагло растут вдоль дороги. До Салоник проехали 3 пункта оплаты , все участки по 2,4 евро- недорого .
  В Салониках у нас забронирован отельчик «Orestias Kastorias» 2* за 46 евро с бесплатной стоянкой около отеля , но без завтрака. Ну, нормальные такие греческие 2 звезды, аскетично и чистенько.
   Машину поставили прямо перед входом , попросили убрать вещи из салона- воруют L. Прямо под отелем греческое кафе с вытекающими шумовыми эффектами до середины ночиJ ,а с балкончика номера вид на амфитеатр в одну сторону
и базилику Святого Дмитрия в другую.
   Погода прекрасная, идем смотреть самый балканский город Греции.

Спускаемся мимо римского амфитеатра по бульвару Аристотеля, застроенного после пожара 1917 года лучшими европейскими архитекторами, к морю.

Покупаем холодный греческий кофе freddito ice и не спеша вдоль моря бредем к Белой башне.
Но, однако голод- не тетка, забредаем в так уместно встретившееся таверну "Balkonaki" (The tavern by the sea- наша тема). Мусака, жареные щупальца  осьминога

,сувлаки ( греческий шашлык)

 
и  графин белого столового вина с видом с балкона 2-го этажа на бухту со снующими корабликами и туристами умиротворяют картину длинного дня.

   Решаем дойти до Белой башни и возвращаться к отелю, а остальное досмотреть завтра. Но внезапный дождь меняет планы и после получасового ожидания и понимания, что дождь и прогулка без зонтов никак не коннектятся, просим вызвать нам такси и за 8 евро важный черный Мерседес с важным греком-таксисом в галстуке везет нас в отель.

День 6.  9 июня 2014    Салоники - Охрид

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
304,2
69
4:23

    Туристу никогда не спиться, а вот Салоникам в 8:00 утра очень даже. Пока мы бредем по пустынным улицам к Ротонде, пытаясь попить кофе, понимаем, немцы спонсирующие Грецию и греки тратящие их деньги на вечную сиесту явно с разных планет.

От Ротонды ( вход бесплатный)
   
мимо арки Галерия,
мимо чудной Спасо-Преображенской церкви
 
, столь полюбившейся Свете держим путь к Святой Софии .
     
      Обращаем внимание- греки не заморачиваются насчет культа исторических сооружений. Та самая, полюбившаяся Свете , да и масса других церквей, античных развалин и етс находиться просто посреди современного города.  
Хорошо прослеживается как высоко поднялся культурный слой. Пройдя мимо развалин дворцового комплекса Галерия
 продвигаемся к Белой башне
    
     Пара часов ходьбы и солнышко, выпаривающее вчерашние хляби, дают знать. Оседаем на пит-стоп в кафе с чудным запахом свежей выпечки , холодным кофе и видом на Софию. Заходим во двор монастыря святой Теодоры, пересекаем бульвар Аристотеля и побродив по узеньким улочкам Старого рынка понимаем,время прощаться -скоро  выселяться . Отметившись у церкви «Панагия Халкеон»,
 
с работающими греками
 
и заглянув напоследок  в базилику Святого Дмитрия спешим собрать пожитки и в путь.
              Далее нас еще ждет торговый центр  "MediteraneanCosmos",

удививший количеством шопящихся людей (в большинстве местных) в кризисной Греции, да в рабочее- то время. Из интересного купил в гипере местной рецины. На вопрос греку: - « Что это за напиток?», получил правильный ответ- «Это- рецина». ЛогичноJ   
      Быстренько отобедав вкусной местной пищи в бистро при ТЦ выходим уже в дождь . Удачно мы с утра  поСалонились. Баба-навигатор вместо обьездной магистрали тащит нас сквозь все городские пробки.
     Окончательно распрощавшись с полюбившимися Салониками
 
и морально включив их в планируемое путешествие по Италии-Греции, несемся по автобану, чтобы не терять времени. Нас торжественно сопровождает чернющее небо и проливной дождь.
         За  городом с античным именем Птолемаида бан заканчивается вместе с дождем и начинаются просто дороги. Достаточно узкие, но хорошего качества, да и машин немного. Едем по плато , справа-слева невысокие горы. Похолодало и сильный ветер, хотя высота небольшая около 600 м .
    Где-то часа  в четыре подкатываем к границе, контроль раздельный. Грецию выходим быстро, ну как быстро, не спеша - это ж Греция! Нейтральная полоса с греческим дьютиком ( цены не намного ниже, чем в супермаркетах)
 и славяноговорящие таможенники БЮРМ почти рады нас видеть. Почему почти? Да, так, узрев, что мы из Украины: - « У вас ведь  война?» , неохотно зовет напарника и неспешненько начинают осматривать машину . Просят достать чемодан на досмотровый стол ( ну там явно снаряды после 5 границ…) .Собственно одним чемоданом все и закончилось, но неприятно Вот за это мы и любим  маленькие гордые своей независимостью страны, особенно славянские и вахтеров всех мастейJ .
       Кстати, за все наши поездки, ( и будущие тоже) – это был единственный раз досмотра с выниманием вещей из машины .
    С чувством неприятного осадка мы вьезжаем в первый на нашем пути осколок Югославии. Небогатенько, сельскохозяйственноэкологично.
    По плану поездки мы должны зарулить в Битолу на пару часов, погулять по центру и глянуть на развалины Гераклеи, но трафик сорвался и времени нам уже не хватает, поэтому заехали только на битоловскую АЗС (95-й=80,5 македонских динар = 1,31 евро). Неширокие безямочные дороги, городки, пошли перевалы с фурами и соответствующей скоростью, Наконец, выезжаем в долину .
    Македонец продает  клубнику, не удержались, 1 кг = 3 евро. Красивая, но кислаааая,  дожди весь июнь… Вьезжаем в сам Охрид и поворачиваем к старому городу, крепостные ворота, налево 100 м и наша вилла « Villa Kale» 4 *= 48 евро с завтраком и радушной хозяйкой Горданой Коваческой на пороге.

 
Наш номер наверху. Заходим, окна открыты – перед нами красотища: озеро, домики сбегают вниз по склонам.
 
15 минут на сборы-разборы и вниз к озеру по стареньким улочкам мимо амфитеатра,
 
вспоминающих югославское детство авто
 
    По пути много ресторанчиков. Голод дает знать, но пока светло, решили побродить. Вот и озеро
   
Туристов много, причем неместных, не скажу, что аншлаг, но место определенно модное. Прогулялись по торговой улице, много турецких не брэндовых вещей , цены недешевые, все-таки курорт. Интересные ощущения: язык славянский, понятный, надписи кириллицей, тоже понятны, а антураж больше восточный. Балканы…
   
 
    Поменял немного местных денег. Стемнело,  и мы приподвалились в тихий национальный ресторанчик «Аntiko». В виде местной еды нам принесли айвар (печено-тушеный и растертый в пасту болгарский перец с баклажанами и фасолью), чевапчичи( колбаски из рубленого мяса )  и сельско месо ( ну тут все понятноJ) . Все очень вкусно, да под бутылочку красного полусухого вина «Tga za jug» (« Тоска по югу» переводиться- название известной болгарской поэмы).
    Кстати, даже наши крымские виноделы используют ( использовали:( ) македонские виноматериалы.   
      Побеседовали с официантом  о житье-бытье в Украине- Македонии в  контексте аналогии событий, и таких разговоров по всему нашему пути по нынешним республикам бывшей федерации будет иметь место .
      После сытного ужина моцион в гору к отелю очень кстати, Шли мы шли, пока я понял ,что идем- то мы не туда…Призванный на помощь  врожденный компас ситуации не улучшил, пришлось вызывать на помощь бабу-навигатора.  

       Но прогулка под романтическим лунным небом по романтическому городку с романтическим озером удалась . Сон был сладок.

День 7.  10 июня 2014     Охрид – Берат - Гирокастра

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
349,2
53
6:38


   Прекрасный вид из окна и не менее прекрасный домашний завтрак компенсировали расставание с Охридом. Поболтали напоследок с хозяйкой пани Горданой о мировых и локальных проблемах. Оказывается, она работала долгое время на поприще энергетики. Была в командировках  в Запорожье и много знает про Украину и украинцев. Вышла на пенсию и теперь хозяйничает на своей вилле. Говорит трудно заниматься частным бизнесом (это мы в курсе), проще было работать на компанию.
    Заезжаем в местный супермаркет купить домой вкусняшек : айвар, вино « с тоской по Македонииюгу», сладко ( местный джем), конечно, местного пива.
    Обьезжаем озеро, и вот уже граница. Машин, как всегда, кроме Крыма, немного. Вежливыесуровые  албанские погранцы в черном просканировали нам мозг и мы в «загадочной» стране дотов, автомоек и мерседесовJ По факту, подтвердились все штампы, кроме дотов ( или они прятались от нас?).
   КПП оказывается на горе. Несколько километров, шикарный вид на лежащую внизу долину и длинный серпантин с хорошего качества покрытием, приводит нас вниз. И первое, что мы встречаем из местной цивилизации - ну , конечно, мойка! Отмечаемся, цена смешная. Пока пьем кофе и смотрим на моющуюся машинку,
 размениваю наличные у хозяина. А вот и первый городок: чисто. аккуратно,  мусульманско…
   Дорога петляет по межгорью, затем вдоль берега бурной горной речки, трафик средний. Сама дорога не новая, но с асфальтомJ и без ям. Хорошие виды и картинки из окна сменяют друг друга, там сям попадаются экоотельчики.
   Вот и первый крупный город Эльбасан . Проходим его по краю , но понятно- движение тут броуновское. Как бы и все стараются  по правилам едут, и разметка- знаки есть, но постоянно начеку.
   Дорога уже идет по равнине, какие – то ремонты, ограничения 60 . Я стараюсь идти хотя бы 100 и становлюсь нарушителем для местной дорожной полиции. Делаю вид , что не понимаю албанскогоJ , а они русского ,на том и расстаемся . Вообще, полиции на дорогах много и они активно останавливают местных- вспоминается наше недалекое прошлое с гаишниками…
   Много маленьких городков ,трафик увеличивается, дороги ухудшаются. Останавливаемся купить местных фруктов, выходим из машины, а там такое пекло, пылище. Быстрее обратно и вперед. Ненадолго выезжаем на новую 4-х полоску SH4, поворот на Берат  и дорога перестает быть сказкой. Идет активный ремонт: пылище, щебень, самосвалы, обьезды. В городках ямы с полмашины.
   В самый разгар местной жары являемся в Берат: идти в гору желания  нет и Мурано штурмует 20-ти градусный подьем по древней брусчатке. Машинку жалко, но в итоге мы оказываемся у самого входа в крепость ( вход внутрь 100 лек= 0,7 евро ).
Как говорят в путеводителях , одну из немногих, где до сих пор живут люди, которые и торгуют туристам нехитрую сувенирку. Милые улочки, домики, шикарные виды на городок и долину ,
но  жгучее солнце не дает спокойно походить по улочкам и закоулочкам
 
Дорога еще дальняя и мы сбегаем из крепости. На обратном пути останавливаемся посмотреть на хрестоматийный вид на город тысячи окон  и

 
прощай Берат идем на Гирокастру.
    К ней есть короткая дорога через горы, но спросив местных, да и поняв, каковы могут быть здесь второстепенные дороги, решаю ехать по магистральной SH 4.Теперь чтобы до нее добраться надо возвращаться по всем колдоебинам полный обратный путь до поворота в Люшне или с середины сокращать по местным дорогам и выезжать в Фиери на трассу. Выбираю второй вариант.
   Поначалу дорога была вменяемая, потом мы узнали албанские колхозы и глубинку, потом легкое бездорожье, потом бездорожье с обьездами по бездорожью. Когда надежда стала угасать, впереди замаячила цивилизация:  Фиери , как город-сказка :) . Километров 10 загруженной трассы и дороги расходиться : одна идет по побережью к Саранде, наша -  через Гирокастру коридором в Грецию.  
   До Фратара дошли отлично, дорога или полностью перекрыта или небольшие доделки. Время далеко за обед, начинаем подыскивать местный пищепром. Обычно этим  у нас всегда занимается Света, но кафешек немного и вопреки, я как самый голодный, останавливаюсь у первого.
   Далее происходит разговор глухого с немым: - «Дайте меню, пжл, на английском»,
-« Это же на албанском…»
- « А курица у Вас есть ( изображаю курицу)?»
    Радостно смеются. Света моя пантомимы не любит, албанского не знает ( я тожеL), берет за руку и вытягивает к машине.За кордоном нужен крепкий здоровый желудок.    
   Таким образом мы продолжаем путь еще несколько тысяч парсеков и через минут десять находим искомое - прелестное этнокафе с зоопарком, албанскими, немного англоговорящими мальчуганами и местной едой.
  
    Не скажу, что произведение искусства, но  сьедобно. До Гирокастры уже недалеко, дорога неширокая, не новая, но подремонтированная, иногда идет под над самым обрывом к речке.
   Около родника продают мед. Я ,как человек после Закарпатья уже 7 лет пьющий чай с медом, неравнодушен…Но цена ого - явно для евротурЫстов.
   Ну вот, наконец, и Гирокастра. Опять подьем под 20 градусов по древней брусчатке сквозь старый город
 к отелю - он у нас под самой крепостью.
 
Hotel «Gjirokastra» (номер  30 евро c завтраком, парковка рядом с отелем ) представляет из себя традиционные албанские здания переделанные под номера.
 Стильно и уютно.
   Покидав вещи , стремимся к крепости. Баба-навигатор тащит, конечно, напрямик, через албанские кущи и коз, но , достаточно быстро, мы добираемся до входа. Дядя-албанец разводит руками, говорит, билеты типо ёк, билетный день кончился. Наличка перекочевавшая из рук в руки сделала свое дело и нам дали полчаса на осмотр. Ровно столько нам и хватило полазить по казематам с выставкой средств уничтожения лишнего человечества
и лицезрев Албанию и Гирокастру с вершины неприступной крепости в очередной раз почувствовать себя покорителями новой страны.

   Полчаса истекали и мы по- быстренькому слиняли , ночевка в неприступной крепости не входила в турплан. Побродив по старинным булыжным  улочкам городка,

 
отметили что в кавярнях сидят только мужчины, женщин не видно, ну оно и понятно. Туристы есть , но не кишащие, ( как в Праге, например ). Купив неизменный флаг для меня и кофейную кружечку для Светы, вернулись к нашему албанскому пристанищу. Насыщенный день заканчивался бутылочкой темного пива «Тирана» для меня и созерцанием вида на ночную крепость  для Светы.

День 8.  11 июня 2014     Гирокастра – Тирана - Шкодер

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
334,4
69
5:33

          Прекрасная погода БЕЗ ДОЖДЯ, национальный завтрак натуральными домашними продуктами ,мы  в седле и с попутными машинами местных мерседесоводов движемся к столице. Пришлось ехать по уже пройденной нами дороге…
    К сожалению , благодаря местным низкоскоростным дорогам,  тема проезда на пляжи  Саранды и к Тиране вдоль берега по серпантинам отвалилась .
   Отметили интересную вещь. Проезжая мимо патрулей полиции настоящий албанец обязательно поприветствует экипаж, а в особых случаях приостановиться и поздоровкается.
   От  Фиери идет приличного качества 4-х полоска, чем ближе к Дурресу перерастающая  в автомагистраль. Сам Дуррес активно строиться , в том числе и многоуровневые развязки , но все как-то по-славянскиалбански: бестолково, с дурацкими обьездами в лужах грязи за мерседесамиJ Пропетляв по задворкам Дурреса, выскакиваем на шикарный автобан SH2 Дуррес- Тирана по которому со скоростями зашкаливающие за установленные носятся новые албанцы на новых ( иногда далеко не новых J) мерседесах разных автопроизводителей .
    Справа попадается молл : City Park Albania . Время обеда и мы сьезжаем – заезжаем. Огромный проевропейский молл с катком, но не Греция, пусто. Наверно, работают  люди…Шеф-повар, единственный кто в Албании удивился, узнав, что мы из Украины. Вскоре, заехав в Тирану
 
влипаем в тянучку. Есть время осмотреться. Появилось  много авто с косовскими номерами . Сам город застраивается в современном европейском стиле, но с восточным бардаком.
   Баба-навигатор петляет нас по улочкам мало похожим на магистральные. Внезапно ( к сожалению, не сфоткал) появляется строящийся автобан Тирана- Эльбасан, перманентно проходящий то мимо цыганского табора с разборками машин и немыслимыми хламьем, то мимо современных жилых массивов и так же внезапно обрывающийся около искомого нами мола TEG Tirana East Gate.
  Пошопившись в нормальном европейском торговом центре  и купив всего одну ! банку албанского пива в супере  Carrеfour совершаем come back  в центр столицы загадочной Албании.
 
Возникает пекло и бродить по раскаленным улицам, глядя на уже осоловевших туристов нет сил. Однако, центральную площадь
 

и ее окрестности
 
мы проплелись.
   Опять в седло, тянучки на выезд из города и баба уводит нас в какие- то огороды, пропетляв по которым, мы неожиданно выскакиваем прямо у аэропорта Тираны. Снова узенькие дорожки, и мы со скоростью 40 км ч за автобусами, фурами постоянным потоком идущим в обоих направлениях  перемещаемся  к Шкодеру.
   Ближе к городу дорога слегка пустеет, появляется крепость на холме. Это Розафа,
 
достопримечательность Шкодера, но после сегодняшнего броуновскогоалбанского движения сквозь кипящую  местную жизнь хочется релакса и европейского неспешья. Крепость откладываем на утро. Проехав сквозь город, понимаем, что смотреть тут особо нечегоL Уже добравшись до забукенного отеля «Hotel Tradita» 3* ( 56 евро с парковкой и завтраком),
даже возникает желание не останавливаясь валить дальше  и заночевать уже в Черногории. Тут, очень кстати, баба-навигатор теряет энергосилы и здравый смысл перевешивает. Остаемся по графику.
    Отель очень хорош: приветливый персонал, все в национальном этностиле. Плотно поужинав местной , очень вкусной домашней кухней рядом с шумной группой немецких старичков,  решаем пройтись к центру - благо мы рядом. Сам городок весьма провинциален, но пограничье и крепость делают свое дело. Сюда свозят туристов с Черногории посмотреть на Албанию.
    Добравшись до пешеходной эспланады

обнаружили кучу гуляющего народа, в большинстве местного , ретушированные здания,



правда некоторые в качестве обманки J

   
   Зашли в местные магазинчики . Купили местного албанского вина , которого не было в ТЦ и айвового варенья ( светино ,однозначно, лучше!). Холодное белое вино на сон грядущий во дворике отеля было очень кстати.  

   Адская смесь новой европейщины с традиционной восточной азиачиной, густоприправленная широченными пустующими автобанами и загруженными мерсами разных мастей популярныим направлениями преследовало нас все албанское время. Кипучая жизнь пост глубоко социалистической страны резко контрастирует с размеренностью европейской европы. Но вектор страны виден четко - на запад .  Редкостный замес  огромного количества вкладываемых в экономику евроденег и азиатского бурления даст свои плоды думается  куда быстрее, чем европуть для Украины.

День 9.  12 июня 2014     Шкодер – Будва - Дубровник

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
196,7
44
4:29


Утро встретило прекрасной погодой и огромным количеством местной еды на завтрак.

   В крепость уже не хотелось, хотелось моря и Черногории. Ехать до границы близко. Заправка албанским топливом напоследок и мы уже в очереди к КПП


видим первый и единственный дот Албании.
    С нами в дорогу всегда ездит канистра с аварийным бензином, прикрытая пленкой и зачастую вызывает интерес органов погранконтроля . Обычно все понимают- дорога длинная , запас на всякий случай, и тд и тп.  А вот в этот раз чем-то она не понравилась албанскому таможеннику: « - Вы ,говорит, строите из себя туристов , а на самом деле контрабас бензина вывозитеJ
- Да забирай ты канистру ,говорю, залил бы, но у меня полный бак…
- Нет, говорит, возвращайтесь обратно в Албанию.
   Погранец при этом молчит. Ну, послушал я его , спереди машина, сзади авто , албанский не понимай и поехал вперед .Так и выехали из Албании с украинским бензином.  
     Черногория встретила тоже дотошным контролем, чем, как мы заметили, отличаются страны спешащие в ЕС ( в отличии от уже вошедших туда). Теперь стражу не понравились болгарские крема и шампуни с розой - много говорит, на продажу везете. Аргументировали наличием друзей и необходимостью им что-то дарить после поездки .
      Баба-навигатор потащила нас ,как всегда, кратчайшим путем по горам с козами, местными машинами, обрывистыми дорогами  и деревушками. Пейзажи перемежались горками мусора и шикарными видами с высоты на море.
     Выехав на трассу сразу поняли под кого заточена страна…Бигборды на русском недвусмысленно об этом вещали.
    Проходя сквозь Бар, дорога идет вдоль моря с пляжами. Ну как не искупаться в Адриатике! Достаточно рано, пляж еще почти пуст,
  вода не чай- градусов 20, мне –норм, Света осторожничает. Освежился и с налетом адриатической соли дальше.
   И чем дальше, тем красивее. Крым ,конечно, неуловимо напоминает ,так же как Лазурное побережье Франции, но наличие изумительно бирюзового цвета моря и разбросанных маленьких островков сообщает - вы не на Родине. Вот и растиражированный в рекламе остров Святого Стефана.
 
    К обеду вьезжаем в Будву, забираемся максимально близко к Старому городу  и паркуемся на платной стояночке за 2 евро/час. По пути покупаем сувениры. Местные жалуются : сезона нет- дожди, русских нет- санкции…Ну, на наш взгляд, есть и туристы, и главное –нет дождяJ Старый город невелик ,ухожен
 
и  обойти его недолго

 
Интересен пляж на узеньком кусочке за крепостной стеной.
 Решили пообедать в уютном кафе где-то посреди средневековья.
 Такого количества вкусной , необычной и в целом недорогой местной еды давно не припомню. Вот такая «Паштицада» получилась


 
    Неожиданно обьевшись , заходим в местный супер, купить домой местного пива Nikšićko ,ну и, конечно, вина белого Krstač и красного Vranac.
    Выбираемся  из Будвы в лучших традициях бабанавигатора через проселочный перевал , но зато! кратчайшим путем. Решаем ехать вокруг Бока-Которской бухты
вместо парома- хочется посмотреть красивые места,  и не зря .

Действительно- оно того стоит.
     Дорога уводит нас в горы, где и находиться очередная граница. Ну, тут все быстро, очередные штампы в паспорта - и мы в Хорватии.
    Вот, не знаю почему, все- таки думается, что бы не говорили евроскептики , но дороги ,да и страна, выглядит ухоженнее, чем соседка Черногория, ЕС тому причиной.
    Выскочив из-за гор к морю , дорога петляет по горам, словно наше южнобережное шоссе и приводит к шикарному виду на Дубровник, который мы не могли пропустить.   
     Здесь второй раз за все наши путешествия у нас забронированы апартаменты с видом на город за 494 хорватских куны наличкой=65 евро.

    Обычная хорватская усадьба находиться на склоне по-над тем самым Ядранским шоссе,  по которому мы двигались и будем двигаться далее. Парковка прямо вдоль  обочины шоссе в близрастущие кусты J
      Хозяйка сокрушается, что с введением шенгенвизового режима русских стало меньше ( ну да – все в соседней Черногории J), зато больше стало бюргеров и прочих евротуристов, что благотворно влияет и на личную и на госэкономику.
    По крутым узким лестничкам аля-Ялта спускаемся вниз к Старому городу. Много разностранных туристов полируют и без того блестящий на солнце булыжник мостовых. Поменяли деньги, откушали вкусного мороженого, посидели на троне из « Игры престолов».


Особенно хороши отдаленные уголки ,где количество местных превышает количество туристов.
Следов былых бомбардировок уже  не видно, город восстановлен. Хотел пройтись по крепостным стенам , но опоздал ,уже прошла ночная стража …

Обратный путь проходил сквозь толпы болельщиков, сегодня сборная Хорватии играла первый матч на чемпионате мира галактики по футболу

Бутылочка Мальвазии, пршут, сыр и вид на ночной Дубровник органично вплелись в картину отдыха .


День 10.  13 июня 2014     Дубровник – Неум - Сплит

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
226,7
44
5:08
    
Завтрак на террасе , недолгое прощание и  мы снова катим по Ядранской магистрали к Сплиту. Прощаемся с Дубровником за мостом над бухтой с лайнерами.
Эх…
 Как там наш Крым L В утренних планах посещение пляжа Великий Жали (Veliki Zali), одного из лучших в округе.

  
   Так оно и оказалось: изумрудная вода, полное отсутствие людей в этот еще, видимо , ранний час, возможность припарковаться рядом с берегом. Час релакса.
     Дорога петляет вдоль красивейшего берега. Даже нам с замыленным крымским побережьем оком,  здесь нравиться. Вскоре появляется граница, все быстро, очередная печать портит наш паспорт, ну ,и мы уже в конфедерации Боснии-Герцеговины.
   В изначальных планах маршрута мы должны были проскочить этот небольшой отрезок БГ и на следующий день уже заехать в страну из Сплита в Белград. Но, количество границ уже утомило, а перспективы горных дорог и средняя скорость по Боснии в перспективе уже не радовала водителяL , поэтому в качестве компенсации решено заехать отметиться в курортный Неум.
   После жизнерадостно-туристической Хорватии БГ производит как-то напряженное настроение. Следы войны до сих пор видны с набережной,
городок как бы единственный курортный для страны , но пляжно- ажиатированной публики не видно. Как-то стремное ощущение ,тем более, когда на Родине не все ровно…
   Снимаемся, заехав по пути в местный супер. Вина из местных сортов винограда и граната! , пиво «Сараево» пополняют багажник. Еще здесь недорогой бензин 1л= 2,35 босн.марок= 1,38 евро, заправляюсь. Оплачивать лучше или картой , или местными марками, курс в евро супернекоммерческий L
   Еще десяток километров и снова граница, снова Хорватия. В благополучной стране как-то и дышится спокойнее. Неожиданно появляется пункт продажи местных экобрендов : оливковое масло с травами, канталопы, нектарины – ну и что-то мы дорвались…
    
  Вскоре дорога расходиться: указатели ведут на начало автобана А1 и через Макарскую Ривьеру к Сплиту. Не послушавши бабонавигатора, чуть не влетаю на тоннель к автобану. Нарушение правил L и мы вновь на вдольпобережной дороге.
  Справа возникает частная винарня.
 
Пообщавшись с хозяином выходим отнюдь не с пустыми руками: красное Plauka. ,белые  Kuc и Zlatarica уезжают с нами.
Подходит время обеда и где-то в районе  Макарской останавливаемся передохнуть и перекусить. Лимонный фреш, жареные осьминожки
и кальмары


просто очень хороши.
   Солнышко припекает, ехать уже лень. Дорога спускается к самому морю и ,нырнув в карман, спешим  искупаться в Адриатике. 

  
   Ненадолго  освеженные, проскакиваем мимо курортных поселочков и заруливаем в столицу Далмации Сплит. Сперва у нас по плану ТЦ «City Center One Split»  ‎Vukovarska ulica 207. Шопинг прошел на «Ура!» , но наш Муран безразмерен.   
     Едем поселяться в очередные апартаменты «Apartments Villa Rosa». Они рядом с историческим центром, вот только фраза: « стоянка по возможности»,  должна была смутить, но не смутила… Поворачиваю в искомую улицу, из  встречной машины  машут – не заезжай, но что мне - покорителю евробановJ Улица ужеет и ужеет и мы не доезжая 100 метров упираемся в заворот кишокмашин . Дорога есть, но припаркованные с обеих сторон машины проехать нашей немалой Муране не даютL Тупиковая засада. Начинается адский ад. Сигналю уже  подпирающим сзади машинам и  сдаю назад , выезжая откуда заезжал. Метров 300 назад одолели с матамиклассическим английским за полчаса.
   Нашел место метрах в 500 от апартов, припарковались и бегом смотреть жилище. Хозяйки не оказалось , ключ ждал нас под дверью, ну и комната оказалась не то что мы ожидали с картинки. Решаем покидать злополучное место, пишу сорри –записку хозяйке, бронирую другие апарты поблизости и назад. Они то забронированы , но попасть туда нереал - хозяйки то с ключами тю-тю…
    Итак, поняв что с апартами мы пролетаем, штудирую навигаторы, интернета-то нетL и пускаемся в поиск ночлега. Найти жильё вечером в курортном Сплите оказалось делом архипроблемным. Нарезав кругов пять по центру и заехав во все показанные навигаторами отели, отельчики и отельешки всех звезд постепенно приходило отчаянье.
   Света решила включить режим «Паника! » и предлагала уехать из этого милого городка. Спасибо доброму фею из отеля « Villa Diana» , вошедшему в наше положение. Он позвонил другу с апартами, которые чудом были свободны и тот прислал соседку за нами. Машину благосклонно предложил оставить у своего отеля. Так за 70 евро мы оказались в отреставрированном домике 17 века

в 2-х в двух  шагах от Старого города. Надо ли писать, что когда мы выбрались на прогулку, уже глубоко смеркалось. Настроение было не айс, но , увидев старый Сплит, весь накопившийся негатив куда улетучился.

Да, центр не велик как Таллинн, не средневеков , как Регенсбург, но удивительное сочетание развалин римских  дворцов и зданий ,
 
застроенных поздними веками, влюбляет в себя сразу и надолго. Отполированные булыжные мостовые,
 
толпы разноязычных туристов, курортное настроение южного города лечит измученную долгой дорогой голову лучше любой пилюли. Всласть набродившись по уже вечернему Сплиту , решаем поужинать в кафе, притулившемся к крепостной стене.
  
   Я заказываю рыбу-скорпион, а Света - свои любимые осьминожки и ,конечно, сухое белое. Сидим , болтаем, трапезничаем. За соседним столиком оказались шотландцы. Слово за слово, обсудили и наш и их ,тогда еще будущий референдум, у кого какой маршрут путешествия.
   Вышли на набережную ,
 
увидели следы сербских бомбардировок

Побродили до темноты по античным улочкам, послушали уличный концерт у дворца Диоклетиана и пошли спать .

День 11.  14 июня 2014     Сплит - Белград

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
791
94
8:24
  
Сегодня начинался путь домой. Изначально, планируя еще в Севастополе маршрут, думалось ехать через  Сараево сразу в Сербию, но, почитав отзывы и посмотрев карты, понял, ехать долго и по горам.
   Вариант плановый предусматривал маршрут через Яйце, Баня-Лука ( даже отель в нем забронировал,  погранцам-боснийцам показать), подходящий и по времени, и по расстоянию, но с 3 кордонами…
     Учитывая опыт уже пройденных балканских границ, загруженность авто и нашу усталость , решили таки в ущерб БГ ехать по хорватскому автобану сразу в Сербию, что давало тоже время в пути, один кордон , но большее расстояние по хорошим дорогам.
    Встав пораньше, побродили еще по полюбившемуся рассветному Сплиту, попрощались с милым домиком и гостеприимным Никша и по автобану А1 помчались к Загребу.  
     Автобаны , как зеркало автотуризма, отражают отдыхающих в стране представителей иных государств. Судя по хорватским магистралям – это ЕС в миниатюре, руссотуристо остались  в Черногории. Бан платный, обошелся в  296 кун=39,3 евро, отличного качества, вот только дождь и туман преследуют всю дорогу.
    За Загребом заезжаем заправить и машину ( 95-й =10,99 кун=1,45 евро и себя. Не деликатесы, но вполне приличный автогриль.
   Ну вот и КПП, очередная граница, контроль раздельный. Очевидно, сербы и хорваты не особо коннектятся до сих пор… На выезде выдают карту дорог Сербии, правильное решение , правда , для безнавигаторноного века. Сразу заезжаем на заправку – MOL, 95-й =159.4 динар=1,38 евро, оплата наличкой. Оператор делает change на месте, курс нормальный.
   Сербский заправщик вступает в разговор: « - Неужели с Украины?
- Да - из Крыма  
- А я, беженец с Хорватии, у нас в 90-х стоял украинский батальон, отличные ребята.
   Как в Крыму нынче?
- …
-  Как же вы славяне-братки то , друг с другом воюете?...»
    Сербская автомагистраль еще югославских времен, собственно, как и вся страна- в основном, все из прошлого, поюзанное. Нам после капитализированной  Хорватии в ней не уютно.
   Часам к 19 добрались до Белграда за 180 динар=1,6 евро. Уже с окраин видно, что столица некогда мощной страны. В Севастополе бронировал апартаменты в центре, но после сплитовских скитаний сразу перебронировал на отель «Villa Manjez» 5534 сербских динара=48 евро с завтраком
 
Он , правда, не совсем в центре, но в стиле «золотого века» на очень- очень уютной улочке с липами. Пешком до центра шли долговато – около часа неспеша.
Прошли мимо театра
Много имперской архитектуры конца 19-го века переплетается с соцкубизмом Югославии и все это приправлено некоторой запущенностью недокапиталистической Сербии.
 
Пройдя мимо хотеля « Москва» ,
доходим до пешеходной улицы Князя Михаила. По пути  много обувных магазинов с неплохим выбором. Обращаем внимание на вывески - русскоязычный здесь точно не потеряется.
Людей , молодежи очень много, туристов мало. Очень много российской символики, ВВП, футболок рашн милитарию. Чувствуется много общего в политическом устройстве стран. Много откровенно заброшенных зданий, возможно – последствия бомбардировок…

   Уже совсем стемнело , куда- либо идти уже бессмысленно. Садимся поужинать в пиццерию и обратно. В целом Белград понравился,
 
город имеет свой неповторимый дух, в нем  уютно, ну а внешний лоск- дело наживное.

День 12.  15 июня 2014     Белград - Бухарест

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
626,6
74
8:27
 
   Сегодня день созерцания пейзажей из окна авто. Сбегав после вкусного отельного завтрака в соседний магазин за сербскими пивами-сладостями, выезжаем из Белграда. Запутался в развязке на мосту, зато два раза проехали мимо главного сербского собора Святого Савы.
   Прокатившись некоторое время по автобану( или правильнее по постсоветской трассе)=3 евро и уходим на второстепенные – курс на Голубец. Пропетляв за местными по местным дорогам нормального состояния, выскакиваем к Дунаю.
   Далее путь лежит вдоль главной реки Европы, которая не перестает удивлять своей красотой. Вот и крепость Голубац, сбегающая к самой реке.
Дорога идет прямо сквозь крепостные стены.
 
Останавливаемся, покупаем сербский мед и сувенирку- кактусик, выращенный в улитке. Проезжаем сквозь национальный парк Джердап с  ущельем Железные ворота - одним из самых красивых мест в Европе.
    Дунай в этом месте просто завораживающий. Останавливаюсь на заправке , 1л 95-го = 149,9 сербских динар=1,3 евро .Расплачиваюсь оставшимися динарами за бензин.
    Дорога идет с обеих сторон реки. Мы едем по сербской стороне. Румынская сторона более оживленная, много фур, застройкам вдоль берега. Пересекаем реку по самой плотине ГЭС ,самой крупной на Дунае, которая в совместном использовании Сербии и Румынии.
    КПП Сербии с одной , Румынии с другой стороны плотины. Румыны не спешат, быстренько проходят только машины ЕС, местные, румынские, вообще подвергаются тщательному досмотру. Затем покупка виньетки, в общем, час на пересечении потратили.
   Румыния встречает извечной суетой. Заезжаем заправиться  отличным румынским бензином, кофе и тянучками – тягучками по узким , но отремонтированным дорогам доплетаемся  до Крайовы, и под ставший привычный аккомпанемент осеннего июньского дождя  до Питешти.
   Отсюда до Бухареста идет шикарный автобан, дождь- ограничение 80 км/ч, но местные , да и я за компанию, несутся под 140 . В Бухаресте я накануне забронировал отель …, нам к нему по обьездной. Дорога в перманентном ремонтном состоянии , то расширяясь до 4 полос, то сужаясь до грунтовки с ямами.
   Подьехав к отелю «Hotel Ancor» 3*, понимаем - это черт - те где и инфраструктуры рядом ёк. Время позволяет, срочно ищу в навигаторах отели поближе  к центру, может успеем посмотреть столицу.

   Повезло, отель «Sir Colentina»3* str.Colentina 2a 190 румын. лей=44 евро ,был на месте указанном в навигаторе, и пустой , но пока мы добрались , поселились , уже стемнело и пошел опять дождь. На том день и закончился.

День 13.  16 июня 2014      Бухарест - Николаев

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
670,2
67
9:57
  
  Утро встретило нас дождем, холодом и глобальными пробками на широченных бухарестских проспектах. Сегодня последний день нашей шенгенской визы, с которой мы славно покатались по старушке Европе.
   Позавтракав отельным шведфудом поняли, что в центр мы автоматически не попадаем. Уходим диагональными улицами  к началу автобана А2 «Дорога солнца», по пути заcкочив в местный Auchan.
  Автобан отличный, если бы еще шел до Украины…Далее по знакомой дороге 21 до Галаца, КПП Джурджулешты с неспешными румыно-молдаванами.
   Купив  молдавскую виньетку и  экосбор, помня кочкоямы дороги на Рени 5 лет назад и , прикинув, что там твориться сейчас, решаю ехать через Молдову на Болград. Молдодороги здесь не оживленны, в меру убиты. 
 
    Проехали Вулканешты и местную достопримечательность : памятник Кагульскому сражению
.
   Вот и КПП Вулканешты молдавский пограннаряд смотрит на нас как- то странно, то же впечатление и на украинском КПП Виноградовка. Похоже , что неместные машины этой дорогой ездят нечасто. Украина щиро встречает раздолбанными дорогами и дешевым румынским? бензином. Остановились пообедать в корчме:

по – домашнему вкусно , недорого.
   Проходим Одессу уже затемно, устали, но хочется дотянуть до Николаева. По ночам я ездить категорически не люблю, поэтому включаю 120 км/ч  и внутренний автопилот , ужасая этим Свету и в 22 мы в городе корабелов в постоянном прибежище отеле « На адмирала Макарова »  .

 День 14.  17 июня 2014       Николаев - Севастополь

Дневной пробег,км
Средняя скорость, км\ч
Время в пути без учета остановок, час
415,4
69
6:01
    
День возвращения домой. Этим все сказано. Путешествие заканчивается, все привычно и знакомо. Из нового только двухчасовой вьезд  на крымском КППL

ИТОГИ.

    За 14 дней Машинка пробежала 5932,4 километров. За виньеты и платные дороги отдали 85евро. Сто километров пути  обошлись в 9,6 евро. Освоено 10 стран  с 12 отелями. По нашему субьективному мнению больше всего понравилась Хорватия и Греция, туда хочется вернуться. Менее всего Болгария.      
   Дороги в целом везде проездные, народ незлобный, активно контактирует и на английском и на славянских языках. Разностранные денежные знаки легко нивелируются с помощью современных банковских карточек.
   Количество пройденных границ заставляет задуматься, что чем беднее, авторитарнее и закрытее страна- тем хуже отношение на кордонах к простым людям и туристам.
   Балканы в полной мере отражают разношерстность современного политического устройства. Кто хочет жить лучше , так и живет, остальные ищут причины или виноватого. В большей мере, к печальке , это относиться к славянским странам.
   В следующей «поэме» расскажу о нашей осенней поездке по Чехии, Германии, Польше с Аришкой.
   Всем хорошего времени суток и лучших в жизни путешествий! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий